Особенности осуществления образовательного процесса (национально – культурные, демографические, климатические и другие).
Образовательный процесс в дошкольном учреждении имеет свои специфические особенности, связанные с отличительными особенностями развития г. Поворино.
Природно-экологические особенности города.
При осуществлении воспитательно-образовательного процесса учитываются экологические и природные особенности местонахождения детского сада.
Город расположен в лесостепной зоне.
Почти вся территория области находится в пределах этой зоны.
Это позволяет вести эколого-образовательную(краткосрочная проектная деятельность, совместная деятельность педагогов, детей и родителей воспитанников) и эколого-оздоровительную работу( оздоровительные мероприятия по снижению экологических рисков для здоровья детей: витаминизация (поливитамины), отвар и сироп шиповника (осень-весна)
Климатические особенности города
При разработке планирования образовательного процесса во всех возрастных группах учитываются климатические условия города. Климат умеренно-континентальный, средняя температура зимы – 15 – 25, летняя + 15 + 25. Учитывая особенности такого климата, режим дня в группах ДОУ разделяем на теплый и холодный период времени года, а также учитываем построение образовательной работы в течение дня с учетом погодных условий.
При планировании образовательного процесса учитывается необходимость работы по валеологическому воспитанию детей, с целью обучения детей способам профилактики заболеваний и улучшения собственного здоровья. Воспитательно-образовательный процесс по данному направлению строим на основе модифицированной программы «В стране здоровья», разработанной творческой группой ДОУ, в рамках инновационной деятельности.
Национально-культурные особенности города
Поворино- районный центр. Наиболее крупные города: Воронеж(областной центр),
Население многонационально. Основная его часть – русские (90,8%). На территории проживают национальности: татары, украинцы, , азербайджанцы, армяне, цыгане. Таким образом, возможно частичное ознакомление воспитанников с культурой других народностей.
Специфической особенностью Поворино является многолетнее железнодорожное профилирование, а также промысловая деятельность горожан.
В целях ознакомления воспитанников с культурно-историческими, национально-культурными и этнокультурными особенностями региона в учреждении создана и используется развивающая среда: мини-музей «Русская изба», выставка-экспозиции «Народные умельцы».
Данная работа создает благоприятные условия для формирования нравственно-духовной культуры детей.
Социальные особенности города
Социальный статус родителей воспитанников разнообразный. При планировании педагогического процесса учитывается образование и место работы родителей, статус семьи, наличие старшего поколения (бабушек, дедушек), учитывается уровень взаимоотношений ребенка и взрослых.
Программа учитывает потребности детского контингента ДОУ и предусматривает систему развивающей работы с детьми в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности общеобразовательного уровня по основным направлениям развития ребёнка Программа направлена на выполнение социального заказа. В этой связи в образовательную программу включена работа по оказанию родителям вариативных услуг дошкольного образования:
-организация работы групп общеразвивающей направленности;
-организация работы групп кратковременного пребывания общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста (время пребывания 4 часа);
-организация работы логопедической группы для детей с нарушениями речи.
Решая многочисленные воспитательные и образовательные задачи, детский сад выделяет следующие формы сотрудничества учреждения с семьей и социумом :
Семья
Цель: психолого-педагогическое просвещение и сопровождение родителей.
Традиционные формы взаимодействия:
Родительское собрание;
Консультация;
Индивидуальная беседа;
Семинар, семинар – практикум;
Анкетирование (соц.опрос);
Информационный стенд, ширма, папка – передвижка;
Информационные памятки, буклеты для родителей;
Выставка семейных поделок (рисунков, творческих работ);
Открытое мероприятие для родителей (праздник,НОД);
Заседание родительского комитета;
Нетрадиционные формы взаимодействия:
Проектная деятельность;
Творческий конкурс;
Социальные акции;
Сайт ДОУ;
Выпуск журнала для родителей;
Оформление портфолио дошкольника;
Оформление семейных фотоальбомов и газет;
Семейное психологическое консультирование;
Мастер – класс для родителей,
День открытых дверей.
Общественность
Учреждения образования (МОУ СОШ № 3 г. Поворино) - цель – создание оптимальных условий для подготовки детей к поступлению в первый класс, построение единой линии преемственных связей между ДОУ и школой.
Учреждения дополнительного образования(ЦВР, ФОК г. Поворино) – цель – выявление, развитие способностей и талантов детей, создание условий для дополнительного образования дошкольников и их всестороннего развития;
Учреждения здравоохранения (Детская городская поликлиника): цель – совместная оздоровительно – профилактическая работа
Органы власти
Администрация г. Поворино; Отдел по образованию и молодежной политике– цель: нормативно – правовое обеспечение деятельности учреждения, координирование деятельности ДОУ.
Учреждения повышения квалификации педагогических кадров (ВОИПКРО, МПУ «Первое сентября»): цель взаимодействия – повышение квалификации педагогов, создание условий для представления педагогического опыта, методическое сопровождение педагогов .
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.
Работа психолога в ДОУ выстраивается как определенная система действий, направленных на решение поставленных задач с помощью целенаправленно выбранных средств. Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- Выявление и определение причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
- Преодоление нарушений в развитии ребенка
- Разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых .
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно – развивающая работа
- Психологическое просвещение и профилактика
- Консультирование
- Организационно – методическая работа
Направление психологической деятельности
|
Цели и задачи
|
Формы и методы работы
|
1. Психопрофилактика.
1.1. Психодиагностическое обследование всех детей подготовительных групп .
|
1.Получение и анализ данных об уровне подготовленности к обучению в школе детей в подготовительных группах, определение наиболее актуальных направлений работы по обучению и развитию детей в указанных группах.
2. Выявление детей вероятно имеющих особенности развития когнитивной сферы с целью проведения углубленного психодиагностического обследования.
3.Анализ результатов коррекционной работы, развивающей, обучающей и воспитательной деятельности педагогического состава в свете психологического развития детей подготовительных групп.
4.Оценка уровня психологической готовности детей указанных групп к обучению в школе.
|
1.Психодиагностическое обследование с использованием тестовой методики «Первоклассник»
2. Консультативная работа с педагогами подготовительных групп и родителями, выступление на родительских собраниях
|
1.2.Работа по адаптации детей, поступивших в ДОУ в новом учебном году и детей переформированных групп.
|
Ускорение процесса адаптации детей к пребыванию в ДОУ, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и детей переформированных групп.
|
1.Беседы с педагогами и родителями.
2. Игровые занятия, направленные на адаптацию каждого ребенка к ДОУ и сплочение группы.
3. Индивидуальная работа по запросам родителей и педагогов.
|
1.3. Работа с педагогами ДОУ по профилактике эмоционального выгорания.
|
Снятие психоэмоционального напряжения у педагогических работников детского сада
|
Занятия с элементами медитации
|
1.4. Работа по профилактике профессиональных кризисов среди молодых специалистов ДОУ
|
Повышение уверенности, формирование адекватной профессиональной самооценки, личностный рост молодых специалистов ДОУ.
|
Занятия с элементами тренинга
|
2. Психологическая диагностика.
2.1. Углубленное психодиагностическое обследование детей, чьи особенности когнитивного развития выявлены при фронтальном обследовании детей подготовительных групп
|
Уточнение наличия особенностей развития когнитивной сферы, их конкретизация (направленность и степень выраженности), поиск причин и механизмов их возникновения
|
1.Подбор психодиагностических методик.
2. Проведение углубленного обследования
|
2.2. Углубленное психодиагностическое обследование детей, включенных в группу развития.
|
Промежуточный анализ результатов проведения коррекционно-развивающей работы в группе развития для внесения дополнений и изменений в существующие индивидуальные программы.
|
1. Подбор психодиагностических методик.
2. Проведение углубленного обследования
|
2.3. Психодиагностические обследования детей, а при необходимости и родителей, обратившихся за оказанием психологической помощи.
|
Выявление проблемы, послужившей причиной обращения за психологической помощью. Анализ результатов коррекционной деятельности психолога.
|
1.Работа по подбору тестовых методик.
2. Проведение углубленного обследования
|
2.4 Психодиагностическое обследование педагогов ДОУ, чей стаж работы не превышает 1,5 года
|
Исследование уровня адаптации молодых специалистов к условиям ДОУ, ранее выявление профессиональных кризисов
|
Диагностическое обследование
|
2.5. Исследование психологического климата в коллективе.
|
Получение и анализ информации об уровне психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ.
|
Диагностическое обследование с использованием карты-схемы А.Н.Лутошкина.
|
3. Психокоррекционная и психоразвивающая деятельность.
3.1. Проведение коррекционно-развивающей работы в группе развития
|
Нормализация развития у каждого ребенка, включенного в группу развития, функции или процесса, чьи особенности выявлены в ходе углубленного обследования.
|
1.Разработка индивидуальных и групповых программ развития.
2. Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
|
3.2. Индивидуальная коррекцонно-развивающая и тренинговая работа с детьми, чьи психологические особенности стали причиной обращения родителей за помощью психолога.
|
Устранение психологических проблем у детей, нормализация детско-родительских отношений
|
1.Разработка индивидуальных программ коррекционной и развивающей работы.
2. Проведение занятий и тренингов.
3. Беседы с родителями.
|
3. 3. Работа по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С.В., Слободяник Н.П.
|
Снятие психоэмоционального напряжения у детей, развитие способности к эмпатии, формирование коммуникативных навыков.
|
Проведение занятий из цикла «Уроки здоровья с психологом
|
3.4. Работа по преодолению проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей с использованием элементов сказкотерапии
|
Преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей
|
Проведение групповых занятий с использованием сказкотерапии «Дорога с облаками»
|
|