Список психокоррекционных программ:
1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М – 2009
2. Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем», СПб - 2010
Список диагностической литературы, используемой в работе:
1. «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» под ред. Н.В. Серебряковой
2. Велиева С.В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»
3. Венгер Л.А. «Психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности
4. Веракса А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 – 7 лет»
5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. «Психологическое изучение детей с нарушениями развития»
6. Марцинковская Т.Д. «Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии»
7. Осипова А.А., Малашинская Л.И. «Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5 – 9 лет»
8. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс – диагностика в детском саду. Комплект материалов для психологов детских дошкольных учреждений».
9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностический комплект психолога (методическое руководство). Диагностический альбом. Дошкольный и младший школьный возраст».
КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВАЯ РАБОТА.
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования. Это означает включение личности, развивающееся в условиях недостаточности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус. В связи с этим в МКДОУ «Детский сад № 3» г. Поворино как часть образовательного процесса включена коррекционная работа с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи, которая направлена на обеспечение коррекции речи и оказание таким детям помощи в освоении общеобразовательной программы. В ДОУ имеется логопедическая группа, в которой работают учитель-логопед, два воспитателя и младший воспитатель.
Проектирование коррекционной работы в ДОУ.
Критерии
|
Содержание
|
Категория детей с ОВЗ
|
Группа с фонетико-фонематическим нарушением речи в возрасте 5-7 лет
|
Цель
|
Обеспечение коррекции недостатков в развитии речи и оказание помощи в освоении общеобразовательной программы дошкольного образования
|
Задачи
|
Выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка. Преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы дошкольного образования
|
Содержание коррекционной работы
|
Выявление особых образовательных потребностей детей с ФФНР. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медик-педагогической помощи детям с ФФНР с учетом особенности психофизического развития и индивидуальный возможностей детей. Создание условий для освоения детьми с ФФНР общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.
|
Модули программы.
|
Диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно - профилактический, социально-педагогический.
|
Формы организации.
|
Индивидуальная. Подгрупповая.
|
Организационное обеспечение коррекционной работы.
|
Диагностическая карта. Циклограмма работы логопеда. Программа логопедической работы. Взаимосвязь с педагогами и узкими специалистами.
|
Программное обеспечение.
|
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Общеобразовательная программа МКДОУ. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей подготовительного возраста». М., 2009 г.., Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи». М., 1978 г..
|
Результаты коррекционной работы.
|
Освоение детьми с ФФНР общеобразовательной программы, формирование практически-ориентированных навыков, социализация воспитанников.
|
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
- нейропсихологический, обеспечивающий выявление причин, лежащих в основе трудностей, возникающих у дошкольников при освоении общеобразовательной программы;
- комплексный, предусматривающий учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке с нарушеним речи;
- интегрированный, позволяющий осуществлять совместную деятельность различных специалистов, сопровождающих развитие ребенка.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Модули
|
Задачи
|
Условия
|
Взаимодействия специалистов
|
Диагностический
|
Выявить и классифицировать речевые трудности, возникающие у ребенка при осовении общеоб-разовательной программы.
Определить причины речевых трудностей.
|
|
|
Коррекционно-развивающий
|
Определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы. Вести журнал взаимодействия с педагогами коррекционной группы. Разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка (содержит примерные виды деятельности, осуществляемые логопедом, задания для коррекции.
|
Использование специальных образовательных программ. Оснащение коррекционного педпроцесса наглядным демонстрационным и раздаточным материалом. Взаимодействие логопеда с педагогом коррекционной группы. Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
|
Логопед и педагоги коррекционной группы реализуются следующие профессиональные функции:
- даигностическую;
- проектную (разрабаты-вают циклограмму и программу на учебный год);
- сопровождающую (реализуют рабочую программу в течение года);
- аналитическую (анализирует результаты освоения общеобразова-тельной программы)
|
Оздоровительно-профилактический
|
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ФФНР, обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка
|
|
|
Социально-педагогический
|
Повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями. Взаимодействие с семьей ребенка с речевыми на- рушениями и социальными партнерами.
|
|
|
|