Предметно - развивающая среда ДОУ
1. Способствует своевременному и качественному развитию всех психических процессов - восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;
2. Учитывает разные виды деятельности (игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, продуктивную, музыкально-художественную, трудовую, чтение (восприятие художественной литературы) и др.);
3. Организована в соответствии с основными принципами:
· полифункциональности;
· трансформируемости;
· вариативности;
· информативности среды;
· стабильности и динамичности;
· целостности образовательного процесса.
4. Учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников;
5. Учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает, «зоны приватности» - специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка );
6. Учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
7. Способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение, ФГОС структуры и условий.
Создавая предметно-пространственную среду, учитывается особенности детей, посещающих каждую конкретную группу:
• возраст дошкольников,
• уровень их развития,
• склонности, способности, интересы,
• гендерный состав,
• личностные особенности.
Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками педагога. В зависимости от темы самообразования, содержания воспитания, развивающая предметная среда разных группприобрела неповторимый колорит. С учетом всех требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях.
|