Понедельник
14-Октября-2019
01:24
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Детский сад № 3" г.Поворино Воронежская область
Главная Регистрация Вход
Патриотическое воспитание »
Жизнь сайта

Меню сайта

Друзья сайта
  • Детский сайт для родителей
  • Работа с родителями
  • Молодым родителям
  • Рождественский ДС № 1
  • Рождественский ДС № 2
  • ФизОздКомплекс Поворино
  • Прогноз погоды

  • Календарь
    «  Октябрь 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031

    Форма входа


     

    КОНЦЕПЦИЯ

    "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

                                                                                                          

    Концептуальное описание системы работы по теме:                                                                                                                                                 «Патриотическое воспитание дошкольников». 

    Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам?  Я думаю, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своему народу, к родной природе, к Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленного воспитания.

    Я считаю, что актуальность разработки путей патриотического воспитания и обучения дошкольников обусловлена тем, что в последнее десятилетие в нашей жизни произошло много сложных, противоречивых событий: отошли в прошлое некоторые известные праздники и появились новые (например, 22 августа – день Российского флага), неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней. Всё это формирует мировоззрение людей, накладывая отпечаток на вопросы воспитания в целом и дошкольников в частности. Актуальный вопрос формирования у дошкольников предпосылок патриотической позиции приобретает особое значение в преддверии празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне. 

    В изученных мною работах, касающихся патриотического воспитания, раскрыты некоторые подходы к решению указанных проблем.

     У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

    Академик Лихачёв  предложил пути решения проблем патриотического воспитания через привитие любви к родному искусству, чувства гордости за свой народ, его свершения: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»

    Аксиоматично, на мой взгляд,  в этих работах положение о том, что патриотические чувства  возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах  материальной и духовной культуры, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства.

    По моему мнению, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой народ,  город, Родину, нам нужно показать  их с привлекательной стороны. К. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».

    Поэтому, основываясь на требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, я решаю задачу воспитания в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая страна с героическим прошлым и счастливым будущим и считаю, что естественным  требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников является включение в него  культурно-исторического, духовно-нравственного компонентов, знание истории  Отечества.

    Но я уверена, что никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свой город, народ, Родину. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - по тому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

     Такое понимание сути патриотического воспитания и определило цель моей тематической  работы - воспитать у детей чувство патриотизма и любви к Родине, через формирование знаний о том, как защищали люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них, раскрыть и сформировать в детях  такие черты как:

    • уважение к достоинству других людей;

    • стремление к познанию окружающей действительности;

    • бережное отношение к окружающей природе; результатам труда других людей. 

    Задачи:

    • Систематизировать знания  и умения детей по данной проблеме.

    • Совершенствовать свою педагогическую деятельность за счёт разработки и внедрения  в воспитательный процесс тематических мероприятий (перспективный план).

    • Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родитель – ребёнок – воспитатель, так как сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений в работе. Все субъекты воспитания: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ - в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность. Однако роль семьи как изначального Отечества переоценить невозможно.

    Было выдвинуто предположение о том, что если:

     - организовать  патриотическое воспитание  дошкольников на основе использования, разработанной творческой группой ДОУ, системы работы  «Радуга любви»;

    -  разработать ряд интегрированных занятий и творческих проектов в рамках совместной деятельности: родитель – ребёнок – воспитатель;

     - широко использовать средства, имеющиеся  в ДОУ:

    - перспективное планирование;

    - мини-музей патриотического воспитания дошкольников в ДОУ (Экскурсионные маршруты  - «Москва – столица Родины моей», «История древней Руси»);

    •Разработки совместных творческих проектов в рамках сотворчества: родитель – ребёнок  - воспитатель, то:

    • активизируется интерес дошкольников к  природе посёлка, края, Родины; 

    • станет более содержательной, эффективной моя педагогическая деятельность;

    • будет оказана помощь родителям в сохранении и развитии любознательности у детей в процессе совместных мероприятий: родитель – ребёнок – воспитатель.

    Для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы я сформулировала ряд положений, имеющих, на мой взгляд, особую значимость для получения желаемого результата:

    • Истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

    •  Понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых; поддержкой индивидуальности (С.В.Розанов), свободы (Н.И.Бердяев), приоритета воспитания перед обучением (В.В.Зеньковский).

    • Организация  патриотического воспитания дошкольников возможна в русле гуманистической педагогики, в системе личностно-ориентированного образования (В.Г. Белинский, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский).

    В качестве показателей эффективности подхода к решению проблемы патриотического воспитания дошкольников на начальном этапе были выбраны следующие группы показателей, разработанные сотрудниками кафедры дошкольной педагогики г.Санкт-Петербурга (Маленькие граждане большого города: коллективная монография – СПб.: СОЮЗ, 2007) и адаптированы  к условиям ДОУ (методы исследования – опрос, анкетирование, интервью):

    - качество представлений и ценностных ориентаций детей дошкольного возраста (оценке подвергались представления о своей семье, о своём городе, стране, её истории);

     - качество детской деятельности (игровая, проектная, конструктивная деятельность).

    В результате было выявлено:

    • что типичные ценностные ориентации  современных детей старшего дошкольного возраста  связаны с миром взрослых. Дети стремятся как можно ближе быть к значимым взрослым;

    • для детей характерна ориентация на созидательность, разрушительные действия в поведении единичны, более того, осуждаются детьми, относятся к категории «плохого»;

    • по-прежнему прослеживается интерес к своей семье, родителям, родственникам. Они становятся не просто значимыми взрослыми, но в большинстве случаев друзьями, помощниками, героями;

    • старшие дошкольники владеют определёнными знаниями о своём городе, о его особенностях.

    • о России у детей более скромные представления. Они  знают, что страна  большая, что в ней много людей, что есть президент, другие города.

    • представления детей о Великой Отечественной войне неполные, несистематичные, поверхностные.

       На основе полученных данных я осуществила отбор содержания для системы работы по патриотическому воспитанию:  разработала комплексный перспективный план мероприятий, в котором  отражена работа с детьми, родителями, педсоставом, широкой общественностью. (Приложения).

      Изучение результатов работы с дошкольниками показало, что у детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода.

    Уровень сформированности у дошкольников                                                                                предпосылок патриотической позиции

    Учебный год

    Группа

    Направление

     

    Качество знаний (%)

    Начало года

    Конец года

    2014-2015

    Подготовительная группа

    Социально-коммуникативное с интеграцией в другие области

    В –     10                                      

    С –      73                                

    Н -       17

    В –   21

    С –   76

    Н -    3

    В -  высокий уровень речевого развития

    С -  средний уровень

    Н – низкий уровень

    Работа по  решению проблемы патриотического воспитания  активизировала творческий потенциал педколлектива ДОУ, повысило мой образовательный уровень в вопросах воспитания и развития детей, обогатило социально-личностный опыт дошкольников, привлекло родителей к совместной деятельности в рамках сотворчества: родитель – ребёнок – воспитатель. Описанный опыт может быть использован педагогами  для обновления содержания патриотического образования в ДОУ.

    Перспективный план работы

    по патриотическому воспитанию

    детей старшего дошкольного возраста

                         Воспитатель: Дращенко Ю.В.            

    2015 год

     

    Мероприятия

    Участники

    Сентябрь

    1.Беседа «Лучше нет родного края»

    2.Прослушивание песен о Родине.

    3.Рисование «Родной край»

    4.НОД «Осеннее путешествие по родной стране»

     

    Дети подготовительной группы

    Октябрь

    1.Рассматривание иллюстраций из книги «Москва – столица России»

    2.НОД «Столица нашей Родины -Москва»

    3.Беседа «О городах героях»

    4.НОД «Москва –город герой»

    5.Литературный досуг «Защитники Москвы» (вечером)

     

    Дети подготовительной группы,

    музыкальный руководитель

    Ноябрь

    1.Заучивание пословиц о храбрости и смелости героев- солдат.                                      2.Консультация для родителей на тему: « Как рассказать детям о войне»

    3.Изготовление ширмы «Дети войны»

    Дети подготовительной группы, родители

    Декабрь

    1. Изготовление альбома для родителей «Награды Великой Отечественной войны»

     

     

    Дети подготовительной группы, родители

    Январь

    1.Заучивание на занятии отрывка из стихотворения С.Михалков «Воин – победитель»

    Дети подготовительной группы

    Февраль

    1.Фотовыставка «Наши защитники»

    2.Спортивный праздник «Наша армия  сильна»

    3.Участие в городском конкурсе «Музей на столе»

     

    Дети подготовительной группы,

    физ. руководитель, родители

    Март

    1.Организация тематической литературной экспозиции

    2.Просмотр документального фильма «Дети войны» (в сокращении)

    3.Интерактивная экскурсия «Воронеж в военные годы»

    4.Посещение ветерана тыла

    Дети подготовительной и старшей  групп, воспитатели,

    муз. руководитель

    Апрель

    1.Конкурс чтецов

    2.Оформление стенда «70 лет победы»

    3.Выставка тематических рисунков и поделок (сотворчество детей, родителей, педагогов)

    Дети подготовительной и старшей  групп, родители,

    воспитатели

    Май

    1.Музыкально-литературная композиция «Сага о военном вальсе»

    Дети подготовительной и старшей  групп,

    воспитатели


                

     

     

     

     

     

     

    К О С П Е К Т

    непосредственной образовательной деятельности

    по социально-коммуникативному и познавательному развитию

    с интеграцией в образовательные области «Речевое развитие»,

     «Художественно-эстетическое развитие»

    с детьми подготовительной группы

    на тему

    «Никто не забыт, ничто не забыто…».

     

     

                                                                                                                Воспитатель                           

                                                                                               Дращенко Юлия Васильевна                

     

     

    2015 год

     

      Программное содержание:  продолжать знакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, с пословицами о войне и героизме. Активизировать и пополнять словарный запас,  совершенствовать слуховое восприятие, продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение составлять рассказы по мнемотаблицам,  закреплять графические навыки.                                                                                                              Развивать мышление, поддерживать инициативу детей.  Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, любовь к Родине.                                                                                                       Словарь:  подвиг, герой, героизм, госпиталь, плен, ветеран, китель, шинель, пилотка, окоп, блиндаж, гимнастерка, землянка.                                                                                            Предварительная работа:  рассматривание картин, иллюстраций и фотографий на тему «Великая Отечественная война». Чтение книг, беседы, заучивание стихов и пословиц; оформление стенда, выставка детских рисунков. Просмотр кинохроники; изготовление поделки оригами  (голубя) и  цветов, посещение ветерана тыла; экскурсия к памятным местам города.                                                                                                                    Оборудование:  телевизор, ноутбук, слайды, поделка оригами (голубь),  гелевые  шары, мольберт.

    Ход НОД.

    1. Дети входят в зал, звучит фрагмент  песни «Священная война»                                       (муз.  А. Александрова,  сл. В. Лебедева-Кумача).                                                                         Вопросы детям:                                                                                                                                - Как вы думаете, о чем сейчас звучала песня?

    - Чему она посвящается?

    - Какая эта песня по характеру?

    2. Рассказ воспитателя: «Давным-давно в истории нашей страны произошло страшное событие. Летним утром, без объявления войны, германские войска напали на нашу Родину. Случилось это 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Была остановлена   мирная жизнь всего нашего народа. Началась Великая Отечественная война.                                   

     (1-й слайд). Дыхание войны ощутил каждый человек:  залпы  зениток, разрывы бомб. Фашистские самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы сыпались на больницы, жилые дома, школы, детские сады.

     (слайд № 2). Но люди не испугались, поднялись и все как один  пошли навстречу тёмным силам. Жертвуя жизнью, они защищали Отечество.                                                                                                     

     (слайд № 3). Старики, женщины, дети на заводах и фабриках строили танки, самолеты, выпускали автоматы, снаряды для фронта,  в госпиталях помогали лечить раненых солдат - делали всё для победы. Война длилась долгие  4 года. Много жизней она унесла

     (слайд № 4). Но народ не терял веру в победу даже в самые трудные времена. Фашистские войска были сильны – хорошо обученные солдаты имели танки, самолёты, военные корабли. Поэтому наша  армия сначала отступала и терпела поражения. На своём пути враг разрушал нашу страну, брал в плен мужчин, женщин, детей.                                                                                                                                                                                                                                                            

    (слайд № 5). Многие уходили из деревень в леса и создавали партизанские отряды. Мужество, отвага, стойкость нашего народа не дала врагу пройти дальше. Среди героев были и наши земляки .

     (слайд № 6). Артиллерист Неделин  Митрофан  Иванович родился в г. Борисоглебске. Всю войну он командовал артиллерийской бригадой, которая уничтожала вражеские танки. За героизм и мужество он получил звание Герой Советского Союза. Его именем названа  улица и есть памятник в г. Борисоглебске.

     (слайд № 7).                                                                                                                                    Лётчик Середин  уроженец  города  Борисоглебска. Самолёт Владимира Середина в бою был подбит и начал падать. Раненый  пилот направил свой горящий самолёт на колонну немецких машин. Так погиб советский лётчик, но и врагов уничтожил великое множество. Именем Середина в его родном городе названа улица и создана мемориальная доска (слайд № 8). В честь героизма нашего народа по всей стране устанавливают памятники и вечный огонь. Каждый год 9 мая люди приходят к священному огню, чтобы отдать дань людям, которые  завоевали для нас мирную жизнь.

    Вопросы детям:                                                                                                                                       - Ребята, а почему именно 9 мая большое количество людей собирается у вечного огня?                                                                                                                                                     -  Что такое война?  (Война – это когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю).                                                                                                                                              - Как вы думаете, что такое подвиг?  (Это, смелый, отважный, героический поступок). - Кого мы поздравляем 9 мая? (Тех, кто воевал во время войны).                                                                                                   - Почему наш народ  победил? (Они были мужественными, отважными, стойкими, смелыми, храбрыми).                                                                                                                - Каких вы знаете героев?                                                                                                            - Почему 9 мая считается радостным и грустным днём?   (Радостный, потому что одержали победу, а грустный – потому что много людей погибло).                                                                                                       Воспитатель:   «А теперь попробуйте вы составить небольшой рассказ о Великой Отечественной войне. А поможет вам схема». (Дети по мнемотаблице составляют рассказы).                                                                                                                         Воспитатель: «  Да, весь народ показал своё мужество, сплоченность, любовь к своей Родине. Недаром говорится: «Где смелость, там и победа!» А какие вы знаете пословицы о смелости, о храбрости?» (Дети говорят пословицы). 

    Физкультминутка.   ……………………                                                                                                      Воспитатель: «А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.   Игра также на военную тему. Я называю слова, а вы выберете лишнее и объясните почему».                      Проводится игра      «Исключи лишнее».   

          Лексический материал:                                                                                                                       1.  Бомба, салют, снаряд, взрыв.                                                                                                 2. Автомат, пушка, пистолет, танк.                                                                                                             3. Блиндаж, землянка, окоп, холм.                                                                                                     4. Шинель, гимнастерка, пилотка, китель.                                                                                                                                                                             Воспитатель (читает стихотворение):                                                                         

    Вставай, народ! – услышав клич Земли,                                                                                                 На фронт солдаты Родины ушли.                                                                                                          С отцами рядом были их сыны,                                                                                                                 И дети шли дорогами войны.

    Воспитатель: «Дети на войне – это особая страница нашей истории. Посмотрите, ребята, как тяжело было вашим ровесникам».

    Просмотр фрагмента документального фильма.

    Воспитатель: «В страшные годы войны мальчишки и девчонки рано расставались с детством.  В честь подвига детей того времени по всей нашей стране установлены памятники. Вот один из них (фото). На страницах своего дневника 11-летняя  Таня Савичева (показ фото) рассказала об ужасах войны. Эти странички и стали памятником, говорящим о том, что дети не хотят войны! И мы с вами тоже желаем мира. А вы знаете, что является символом мира?  (ответы детей). Я вам предлагаю в знак того, что мы против войны, выпустить в небо голубя мира, которого мы с вами изготовили (показ голубя-оригами с воздушными шарами). А чтобы наши желания о мире сбылись, нужно сделать надписи на бумажных ладошках и прикрепить к голубю».                                                                                                                                    Воспитатель предлагает детям  пройти к столам и написать на ладошках слова:

    МИРУ-МИР ! ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ ! НЕТ – ВОЙНЕ !                                                                                                                                                                Дети приклеивают «ладошки»  к голубю и отпускают его в небо.

     

     

     

     

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск

    Архив записей

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 21