КОНЦЕПЦИЯ
"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"
Концептуальное описание системы работы по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников».
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Я думаю, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своему народу, к родной природе, к Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Я считаю, что актуальность разработки путей патриотического воспитания и обучения дошкольников обусловлена тем, что в последнее десятилетие в нашей жизни произошло много сложных, противоречивых событий: отошли в прошлое некоторые известные праздники и появились новые (например, 22 августа – день Российского флага), неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней. Всё это формирует мировоззрение людей, накладывая отпечаток на вопросы воспитания в целом и дошкольников в частности. Актуальный вопрос формирования у дошкольников предпосылок патриотической позиции приобретает особое значение в преддверии празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне.
В изученных мною работах, касающихся патриотического воспитания, раскрыты некоторые подходы к решению указанных проблем.
У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Академик Лихачёв предложил пути решения проблем патриотического воспитания через привитие любви к родному искусству, чувства гордости за свой народ, его свершения: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»
Аксиоматично, на мой взгляд, в этих работах положение о том, что патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства.
По моему мнению, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой народ, город, Родину, нам нужно показать их с привлекательной стороны. К. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».
Поэтому, основываясь на требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, я решаю задачу воспитания в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая страна с героическим прошлым и счастливым будущим и считаю, что естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного компонентов, знание истории Отечества.
Но я уверена, что никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свой город, народ, Родину. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - по тому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Такое понимание сути патриотического воспитания и определило цель моей тематической работы - воспитать у детей чувство патриотизма и любви к Родине, через формирование знаний о том, как защищали люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них, раскрыть и сформировать в детях такие черты как:
• уважение к достоинству других людей;
• стремление к познанию окружающей действительности;
• бережное отношение к окружающей природе; результатам труда других людей.
Задачи:
• Систематизировать знания и умения детей по данной проблеме.
• Совершенствовать свою педагогическую деятельность за счёт разработки и внедрения в воспитательный процесс тематических мероприятий (перспективный план).
• Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родитель – ребёнок – воспитатель, так как сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений в работе. Все субъекты воспитания: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ - в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность. Однако роль семьи как изначального Отечества переоценить невозможно.
Было выдвинуто предположение о том, что если:
- организовать патриотическое воспитание дошкольников на основе использования, разработанной творческой группой ДОУ, системы работы «Радуга любви»;
- разработать ряд интегрированных занятий и творческих проектов в рамках совместной деятельности: родитель – ребёнок – воспитатель;
- широко использовать средства, имеющиеся в ДОУ:
- перспективное планирование;
- мини-музей патриотического воспитания дошкольников в ДОУ (Экскурсионные маршруты - «Москва – столица Родины моей», «История древней Руси»);
•Разработки совместных творческих проектов в рамках сотворчества: родитель – ребёнок - воспитатель, то:
• активизируется интерес дошкольников к природе посёлка, края, Родины;
• станет более содержательной, эффективной моя педагогическая деятельность;
• будет оказана помощь родителям в сохранении и развитии любознательности у детей в процессе совместных мероприятий: родитель – ребёнок – воспитатель.
Для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы я сформулировала ряд положений, имеющих, на мой взгляд, особую значимость для получения желаемого результата:
• Истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
• Понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых; поддержкой индивидуальности (С.В.Розанов), свободы (Н.И.Бердяев), приоритета воспитания перед обучением (В.В.Зеньковский).
• Организация патриотического воспитания дошкольников возможна в русле гуманистической педагогики, в системе личностно-ориентированного образования (В.Г. Белинский, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский).
В качестве показателей эффективности подхода к решению проблемы патриотического воспитания дошкольников на начальном этапе были выбраны следующие группы показателей, разработанные сотрудниками кафедры дошкольной педагогики г.Санкт-Петербурга (Маленькие граждане большого города: коллективная монография – СПб.: СОЮЗ, 2007) и адаптированы к условиям ДОУ (методы исследования – опрос, анкетирование, интервью):
- качество представлений и ценностных ориентаций детей дошкольного возраста (оценке подвергались представления о своей семье, о своём городе, стране, её истории);
- качество детской деятельности (игровая, проектная, конструктивная деятельность).
В результате было выявлено:
• что типичные ценностные ориентации современных детей старшего дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Дети стремятся как можно ближе быть к значимым взрослым;
• для детей характерна ориентация на созидательность, разрушительные действия в поведении единичны, более того, осуждаются детьми, относятся к категории «плохого»;
• по-прежнему прослеживается интерес к своей семье, родителям, родственникам. Они становятся не просто значимыми взрослыми, но в большинстве случаев друзьями, помощниками, героями;
• старшие дошкольники владеют определёнными знаниями о своём городе, о его особенностях.
• о России у детей более скромные представления. Они знают, что страна большая, что в ней много людей, что есть президент, другие города.
• представления детей о Великой Отечественной войне неполные, несистематичные, поверхностные.
На основе полученных данных я осуществила отбор содержания для системы работы по патриотическому воспитанию: разработала комплексный перспективный план мероприятий, в котором отражена работа с детьми, родителями, педсоставом, широкой общественностью. (Приложения).
Изучение результатов работы с дошкольниками показало, что у детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода.
Уровень сформированности у дошкольников предпосылок патриотической позиции
Учебный год
|
Группа
|
Направление
|
Качество знаний (%)
|
Начало года
|
Конец года
|
2014-2015
|
Подготовительная группа
|
Социально-коммуникативное с интеграцией в другие области
|
В – 10
С – 73
Н - 17
|
В – 21
С – 76
Н - 3
|
В - высокий уровень речевого развития
С - средний уровень
Н – низкий уровень
Работа по решению проблемы патриотического воспитания активизировала творческий потенциал педколлектива ДОУ, повысило мой образовательный уровень в вопросах воспитания и развития детей, обогатило социально-личностный опыт дошкольников, привлекло родителей к совместной деятельности в рамках сотворчества: родитель – ребёнок – воспитатель. Описанный опыт может быть использован педагогами для обновления содержания патриотического образования в ДОУ.
Перспективный план работы
по патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Дращенко Ю.В.
2015 год
|
Мероприятия
|
Участники
|
Сентябрь
|
1.Беседа «Лучше нет родного края»
2.Прослушивание песен о Родине.
3.Рисование «Родной край»
4.НОД «Осеннее путешествие по родной стране»
|
Дети подготовительной группы
|
Октябрь
|
1.Рассматривание иллюстраций из книги «Москва – столица России»
2.НОД «Столица нашей Родины -Москва»
3.Беседа «О городах героях»
4.НОД «Москва –город герой»
5.Литературный досуг «Защитники Москвы» (вечером)
|
Дети подготовительной группы,
музыкальный руководитель
|
Ноябрь
|
1.Заучивание пословиц о храбрости и смелости героев- солдат. 2.Консультация для родителей на тему: « Как рассказать детям о войне»
3.Изготовление ширмы «Дети войны»
|
Дети подготовительной группы, родители
|
Декабрь
|
1. Изготовление альбома для родителей «Награды Великой Отечественной войны»
|
Дети подготовительной группы, родители
|
Январь
|
1.Заучивание на занятии отрывка из стихотворения С.Михалков «Воин – победитель»
|
Дети подготовительной группы
|
Февраль
|
1.Фотовыставка «Наши защитники»
2.Спортивный праздник «Наша армия сильна»
3.Участие в городском конкурсе «Музей на столе»
|
Дети подготовительной группы,
физ. руководитель, родители
|
Март
|
1.Организация тематической литературной экспозиции
2.Просмотр документального фильма «Дети войны» (в сокращении)
3.Интерактивная экскурсия «Воронеж в военные годы»
4.Посещение ветерана тыла
|
Дети подготовительной и старшей групп, воспитатели,
муз. руководитель
|
Апрель
|
1.Конкурс чтецов
2.Оформление стенда «70 лет победы»
3.Выставка тематических рисунков и поделок (сотворчество детей, родителей, педагогов)
|
Дети подготовительной и старшей групп, родители,
воспитатели
|
Май
|
1.Музыкально-литературная композиция «Сага о военном вальсе»
|
Дети подготовительной и старшей групп,
воспитатели
|
К О С П Е К Т
непосредственной образовательной деятельности
по социально-коммуникативному и познавательному развитию
с интеграцией в образовательные области «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»
с детьми подготовительной группы
на тему
«Никто не забыт, ничто не забыто…».
Воспитатель
Дращенко Юлия Васильевна
2015 год
Программное содержание: продолжать знакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, с пословицами о войне и героизме. Активизировать и пополнять словарный запас, совершенствовать слуховое восприятие, продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение составлять рассказы по мнемотаблицам, закреплять графические навыки. Развивать мышление, поддерживать инициативу детей. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, любовь к Родине. Словарь: подвиг, герой, героизм, госпиталь, плен, ветеран, китель, шинель, пилотка, окоп, блиндаж, гимнастерка, землянка. Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций и фотографий на тему «Великая Отечественная война». Чтение книг, беседы, заучивание стихов и пословиц; оформление стенда, выставка детских рисунков. Просмотр кинохроники; изготовление поделки оригами (голубя) и цветов, посещение ветерана тыла; экскурсия к памятным местам города. Оборудование: телевизор, ноутбук, слайды, поделка оригами (голубь), гелевые шары, мольберт.
Ход НОД.
- Дети входят в зал, звучит фрагмент песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Вопросы детям: - Как вы думаете, о чем сейчас звучала песня?
- Чему она посвящается?
- Какая эта песня по характеру?
2. Рассказ воспитателя: «Давным-давно в истории нашей страны произошло страшное событие. Летним утром, без объявления войны, германские войска напали на нашу Родину. Случилось это 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Была остановлена мирная жизнь всего нашего народа. Началась Великая Отечественная война.
(1-й слайд). Дыхание войны ощутил каждый человек: залпы зениток, разрывы бомб. Фашистские самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы сыпались на больницы, жилые дома, школы, детские сады.
(слайд № 2). Но люди не испугались, поднялись и все как один пошли навстречу тёмным силам. Жертвуя жизнью, они защищали Отечество.
(слайд № 3). Старики, женщины, дети на заводах и фабриках строили танки, самолеты, выпускали автоматы, снаряды для фронта, в госпиталях помогали лечить раненых солдат - делали всё для победы. Война длилась долгие 4 года. Много жизней она унесла
(слайд № 4). Но народ не терял веру в победу даже в самые трудные времена. Фашистские войска были сильны – хорошо обученные солдаты имели танки, самолёты, военные корабли. Поэтому наша армия сначала отступала и терпела поражения. На своём пути враг разрушал нашу страну, брал в плен мужчин, женщин, детей.
(слайд № 5). Многие уходили из деревень в леса и создавали партизанские отряды. Мужество, отвага, стойкость нашего народа не дала врагу пройти дальше. Среди героев были и наши земляки .
(слайд № 6). Артиллерист Неделин Митрофан Иванович родился в г. Борисоглебске. Всю войну он командовал артиллерийской бригадой, которая уничтожала вражеские танки. За героизм и мужество он получил звание Герой Советского Союза. Его именем названа улица и есть памятник в г. Борисоглебске.
(слайд № 7). Лётчик Середин уроженец города Борисоглебска. Самолёт Владимира Середина в бою был подбит и начал падать. Раненый пилот направил свой горящий самолёт на колонну немецких машин. Так погиб советский лётчик, но и врагов уничтожил великое множество. Именем Середина в его родном городе названа улица и создана мемориальная доска (слайд № 8). В честь героизма нашего народа по всей стране устанавливают памятники и вечный огонь. Каждый год 9 мая люди приходят к священному огню, чтобы отдать дань людям, которые завоевали для нас мирную жизнь.
Вопросы детям: - Ребята, а почему именно 9 мая большое количество людей собирается у вечного огня? - Что такое война? (Война – это когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю). - Как вы думаете, что такое подвиг? (Это, смелый, отважный, героический поступок). - Кого мы поздравляем 9 мая? (Тех, кто воевал во время войны). - Почему наш народ победил? (Они были мужественными, отважными, стойкими, смелыми, храбрыми). - Каких вы знаете героев? - Почему 9 мая считается радостным и грустным днём? (Радостный, потому что одержали победу, а грустный – потому что много людей погибло). Воспитатель: «А теперь попробуйте вы составить небольшой рассказ о Великой Отечественной войне. А поможет вам схема». (Дети по мнемотаблице составляют рассказы). Воспитатель: « Да, весь народ показал своё мужество, сплоченность, любовь к своей Родине. Недаром говорится: «Где смелость, там и победа!» А какие вы знаете пословицы о смелости, о храбрости?» (Дети говорят пословицы).
Физкультминутка. …………………… Воспитатель: «А теперь пришла пора поиграть нам, детвора. Игра также на военную тему. Я называю слова, а вы выберете лишнее и объясните почему». Проводится игра «Исключи лишнее».
Лексический материал: 1. Бомба, салют, снаряд, взрыв. 2. Автомат, пушка, пистолет, танк. 3. Блиндаж, землянка, окоп, холм. 4. Шинель, гимнастерка, пилотка, китель. Воспитатель (читает стихотворение):
Вставай, народ! – услышав клич Земли, На фронт солдаты Родины ушли. С отцами рядом были их сыны, И дети шли дорогами войны.
Воспитатель: «Дети на войне – это особая страница нашей истории. Посмотрите, ребята, как тяжело было вашим ровесникам».
Просмотр фрагмента документального фильма.
Воспитатель: «В страшные годы войны мальчишки и девчонки рано расставались с детством. В честь подвига детей того времени по всей нашей стране установлены памятники. Вот один из них (фото). На страницах своего дневника 11-летняя Таня Савичева (показ фото) рассказала об ужасах войны. Эти странички и стали памятником, говорящим о том, что дети не хотят войны! И мы с вами тоже желаем мира. А вы знаете, что является символом мира? (ответы детей). Я вам предлагаю в знак того, что мы против войны, выпустить в небо голубя мира, которого мы с вами изготовили (показ голубя-оригами с воздушными шарами). А чтобы наши желания о мире сбылись, нужно сделать надписи на бумажных ладошках и прикрепить к голубю». Воспитатель предлагает детям пройти к столам и написать на ладошках слова:
МИРУ-МИР ! ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ ! НЕТ – ВОЙНЕ ! Дети приклеивают «ладошки» к голубю и отпускают его в небо.
|
|